Все новости
line
welcome English
Украiнською
line
line

line
line
Цитаты
line
line

line
line
Что такое культ
line
Что такое апологетика
line
Выступления
line
line
Движение Веры
line
Адвентисты
line
Новоапостольская церковь
line
Поместная церковь
line
Уильям Брэнем
line
line
Восточные культы
line
Мормонизм
line
Церковь Объединения
line
Новая Эра
line
Русские культы
line
Сайентология
line
Сатанизм / оккультизм
line
Свидетели Иеговы
line
Семья (Дети Бога)
line
Христадельфиане
line
Христианская наука
line
Язычество
line
Другое
line
line
Нетрадиционная медицина
line
Мировые религии
line
line
Историческое христианство
line
Общая апологетика
line
Небиблейские учения
line
line
Get it on Google Play
Что такое апологетика

Введение в христианскую апологетику

Дмитрий Розет

1. Что такое апологетика?
2. Нужно ли заниматься апологетикой?
3. На сколько серьезна проблема?
4. Что нужно делать?

1. ЧТО ТАКОЕ АПОЛОГЕТИКА?

Слово «апологетика» уже давно вышло из обычного словоупотребления, а в слова «апология» и «апологет» советская пресса вкладывала преимущественно негативный смысл. Даже в толковом словаре Ожегова и Шведовой слово «апология» трактуется как «неумеренное, чрезмерное восхваление». Однако в первоначальном значении эти понятия настолько точно отражали одну из важнейших сторон христианской жизни, что придумывать им какую-то замену не стоит.

1.1. Определение

В современной христианской литературе можно найти такие определения апологетики:

АПОЛОГЕТИКА — «это дисциплина, которая занимается рациональным обоснованием христианской веры. Название ее происходит от греческого слова apologia, которое означает „защищать, обосновывать“» [1].

АПОЛОГЕТИКА — «[это] слово происходит от греч. корня со значением „защищать“, „давать ответ“, „оправдываться“, „защищаться по закону“… Апологетика как часть христианской теологии представляет собой систематизированное аргументированное рассуждение, отстаивающее божественное происхождение и непреложность христианской веры…» [2].

Эти определения требуют некоторых пояснений.
    Во-первых, речь в нашем случае идет, конечно же, о христианской апологетике. Апологетика же вообще — это искусство разумной защиты какой-либо точки зрения. Не только у христиан, но и у представителей других религий и сект (и даже у атеистов) есть свои апологеты.
    Во-вторых, апологетика имеет рациональную природу, т. е. предполагает существование рациональных аргументов.
    В-третьих, апологетика — это защита, а не нападение. Это вовсе не значит, что мы должны только отвечать на критику в свой адрес, воздерживаясь от критики в адрес других. Однако отсюда следует, что наша главная цель позитивна — не разрушить чужие убеждения, а показать людям твердое основание исторического христианства. Писание говорит, что нам «не должно ссориться» — напротив, мы должны «уклоняться от глупых и невежественных состязаний» и «с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:23-25).
    В-четвертых, хотя апологетика является изначально богословской дисциплиной и относится к сфере практического богословия, она не носит чисто богословский характер. В действительности, апологетика находится на стыке многих дисциплин: богословия, истории, социологии, психологии и т. п. Иными словами, христианская апологетика — это сумма научных знаний и практического опыта, приложенная к задаче защиты христианской веры и разумного обоснования ее истинности.

1.2. Функции христианской апологетики

Под апологетической деятельностью многие христиане понимают исключительно искусство полемизировать с противниками исторического христианства. Между тем, роль апологетики в истории и повседневной жизни Церкви гораздо значительнее — можно выделить четыре основные ее функции:
    Апологетика как защита истины. Необходимость отстаивать целостность учения Христова возникла уже в первом столетии нашей эры, когда еретики и лжеучителя начали проповедовать свои собственные фантазии, выдавая их за Слово Божье. Господь прямо призывает нас «подвизаться за веру однажды преданную святым» (Иуды 3) и «всегда быть готовыми дать отчет в своем уповании» (1 Пет. 3:15).
    Апологетика как обличение заблуждений. Защита истины должна быть не только пассивной, но и активной. По сути дела, все основные новозаветные послания представляют собой заочную полемику с иудействующими, антиномистами и гностиками. Господь призывает нас не только «не участвовать в бесплодных делах тьмы, но и обличать» (Еф. 5:11).
    Апологетика как проповедь истины. Данный аспект апологетики приобретает особое значение в наши дни, в эпоху религиозного плюрализма и постмодернизма. Сегодня, проповедуя людям Евангелие, как никогда важно показать им, что христианство — не один из возможных путей, а единственный Путь, что они должны последовать за Христом и отказаться от всех прочих религий.
    Апологетика как стимул к познанию истины. Христианское богословие, по сути, формировалось в полемике с еретиками. Как справедливо писал блаж. Августин, «если бы не было гордости, не было бы ни еретиков, ни раскольников, ни образованных плотью, ни почитателей твари и кумиров; но с другой стороны, если бы не было подобных людей прежде обетованного народу совершенства, то истина исследовалась бы с гораздо большей леностью» [3]. Да и сегодня, как показывает практика, многие люди впервые начинают всерьез задумываться о сути своего вероисповедания, лишь когда сталкиваются с иными убеждениями и взглядами.
________________________________________________________________________________

Ян Гус (1372-1415): Ищи истину, слушай истину, проповедуй истину, люби истину, пребывай в истине и защищай истину до самой смерти [4].
________________________________________________________________________________

 

2. НУЖНО ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ АПОЛОГЕТИКОЙ?

Как ни странно, многие христиане до сих пор задаются этим вопросом. Некоторые искренне полагают, что долгие и тяжелые дискуссии с инакомыслящими — напрасная трата времени. Зачем переубеждать людей, которые уже утвердились в своих заблуждениях, если вокруг нас гораздо больше тех, кто еще не знаком с Писанием и не слышал Благую Весть?

Мы говорим о необходимости апологетики вовсе не для того, чтобы как-то принизить значение простой, бесхитростной проповеди. Действительно, возвещать миру спасительное Евангелие благодати — это первая и главная задача христианской Церкви. Вот только проповедовать мы должны всем без исключения. Апостол Павел пишет: «…будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:19-23). С точки зрения Павла, в число этих «всех» входят и люди, сознательно противящиеся Богу: «…рабу же Господа не должно ссориться, но… с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:24-26).

Главная причина того, что мы готовы «тратить» время на беседы с культистами, — любовь. Любовь к Богу побуждает нас вставать на защиту христианской веры, когда ее попирают или извращают лжеучителя. Любовь к людям не позволяет нам отвернуться и пройти мимо обманутого и погибающего человека. У христиан еще одно миссионерское поле — оно само стучится в наши двери.
________________________________________________________________________________

Мартин Лютер (1483-1546): Если я самым громким голосом и самым ясным образом проповедую каждую часть Божьего Слова за исключением именно той маленькой части, на которую в тот момент нападают мир и сатана, я не исповедую Христа, как бы смело я Его ни проповедовал. Верность солдата проверяется там, где идет бой; и если он отступает на этом участке, то вся его твердость и упорство на остальном поле сражения — лишь позорное бегство [5].
________________________________________________________________________________

Если же эти доводы почему-либо вас не убеждают, я могу назвать вам три объективные причины, которые должны побудить нас заниматься апологетикой.

• Первая и самая главная причина — Сам Господь призывает нас «подвизаться за веру» (Иуда 3) и быть готовыми дать ответ «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании» (1 Пет. 3:15).
• Во-вторых, человек — разумное существо, и Господь хочет, чтобы мы любили Его — в том числе и «всем разумением своим» (Мф. 22:37). Ввиду этого обстоятельства не только первые христиане, но и Сам Господь постоянно апеллировали к разуму человека. Как раз в обращении к разуму человека и заключается суть апологетики.
• В-третьих, апологетика помогает нам познавать Бога. Как писал апостол Павел, и как свидетельствует сама жизнь, чтобы «и себя спасти и слушающих тебя», нам приходится «постоянно вникать в себя и в учение» (1 Тим. 4:16).

________________________________________________________________________________

Блаж. Августин (354-430): В святой Церкви есть много мужей, искусных пред Богом, но они не бывают явлены в нас, пока, услаждаясь мраком своего невежества, мы предпочитаем предаваться сну, а не созерцать свет истины. Поэтому многие пробуждаются ото сна благодаря еретикам, дабы видеть день Господень и возрадоваться. Итак, будем пользоваться и еретиками, не с тем, чтобы одобрять их заблуждения, а чтобы самим быть более бодрствующими и осторожными, защищая кафолическое учение от их козней, хотя бы самих их и не могли мы призвать к спасению [6].
________________________________________________________________________________

3. НАСКОЛЬКО СЕРЬЕЗНА ПРОБЛЕМА?

Библейские предостережения

Помимо стихов, призывающих христиан защищать свою веру, в Писании есть целый ряд отрывков, описывающих суть и масштабы опасности, от которой эту веру нужно защищать. Мы рассмотрим три таких отрывка — все они представляют собой последние слова, своего рода «завещания» апостолов.

В 20-й главе Деяний Павел «по влечению Духа» идет в Иерусалим (ст. 20). Апостол не знает точно, какая участь ожидает его в конце пути, но уверен, что его ждут «узы и скорби» (ст. 21). По пути Павел ненадолго останавливается в Милите и призывает к себе пресвитеров эфесской церкви, которых в свое время «три года день и ночь непрестанно со слезами учил» (ст. 31). Апостол горячо любит этих людей и хочет преподать им последнее наставление, зная, что «уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие» (ст. 25).

2-е Послание к Тимофею апостол Павел пишет из римской тюрьмы, где ожидает смертного приговора (4:6). Павел знает, что его земной путь завершен, и обращается к своему любимому ученику с последним письмом ободрения и наставления.

Свое 2-е Послание, посвященное проблеме ложных учений, апостол Петр пишет, зная о своей близкой кончине (1:14). Он понимает, что его читатели уже не раз слышали от него все, о чем он собирается им написать, но все же пишет об этом снова и снова, «чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (1:15).

Как правило, для последней минуты люди сберегают самые важные слова, чтобы они врезались в память слушателей и никогда не забылись. И уже по тому, что в своих последних словах и посланиях апостолы предостерегали братьев о неминуемой опасности лжеучений, мы можем понять, насколько серьезной они считали эту опасность.

Павел: Деяния 20

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:29-30).

Прежде всего, Павел абсолютно уверен, что его предостережение вскоре сбудется: «Я знаю…». Первые ереси — иудействующие и гностики — появились уже во времена апостолов, и сам Павел всю жизнь с ними боролся. Появление «лютых волков», лжеучителей, было только вопросом времени. Однако Павел предсказывает нечто гораздо более страшное. По его словам, из среды самих эфесских христиан, которых он три года учил словом и примером, «не пропустив ничего полезного» (ст. 20), восстанут ложные учителя, которые будут соблазнять молодых верующих нехристианскими идеями.

Павел: 2 Тимофею 4

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4:3-4).

Опять же, обратите внимание: Павел пишет с уверенностью: «Будет время…». Апостол предсказывает, что люди, движимые своими прихотями (греч. epithumia, «похоть»), отвернутся от здравого учения, но жить совсем без веры не смогут. И тогда они выберут себе учителей, которые будут рассказывать сказки — льстящие человеческому самолюбию, но не имеющие ничего общего с истиной. В этом отрывке мы находим, пожалуй, самое лучшее объяснение причин популярности культов: для того, чтобы человек отказался от всего и пошел за вами на край света, его не нужно пичкать психотропными препаратами и подвергать гипнозу — достаточно просто доходчиво и правдоподобно изложить ему то, что он хочет услышать.

Петр: 2 Петра 2

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2:1-3).

Апостол Петр также пишет с уверенностью: «У вас будут лжеучители…». В израильском народе были лжепророки — почему же эта участь должна миновать Церковь?

Петр говорит о том, что ложные учителя предложат христианам пагубные ереси, т.е. губительные, смертельно опасные альтернативы истинному Евангелию, и сами же вскоре падут первой жертвой собственной лжи. Но страшная участь этих людей — не повод для злорадства. На самом деле, нам следует оплакивать их, потому что Господь Своей крестной смертью искупил и их, но они пренебрегли Его благодатью.

Однако если бы жертвами лжеучений становились только сами лжеучителя, это было бы полбеды. Но апостол Петр предсказывает, что «многие последуют их разврату». И действительно, счет погубленных еретиками душ идет на десятки и сотни миллионов. Но даже это еще не самый страшный плод лжеучений — сам «путь истины», само истинное учение Христа «будет в поношении» из-за людей, которые под именем христианства проповедуют собственные выдумки. Да, лжеучителя губят миллионы людей, вовлекая их в свои организации, — а сколько еще людей они губят, убивая в них всякое желание искать истину?

Но зачем кому-то нужно извращать истину? Зачем обманывать себя и других? Иногда лжеучителя — это просто больные или одержимые люди, не способные обуздать свое безумие. В некоторых случаях это могут быть искренне заблуждающиеся люди. Но так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще лжеучителями движут более простые мотивы: любостяжание, т.е. любовь к наживе, жадность, корыстолюбие, ненасытность.

Почему лжеучителя находят отклик в сердце людей? Потому что в последние времена, как пишет Павел, люди «будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3, см. выше). На каждое ухо, жаждущее лести, найдется свой льстивый язык — и Петр говорит, что лжеучителя, будут обольщать (греч. emporeusontai, «торговать, обманывать, получать выгоду») слушателей «льстивыми» (греч. plastois, «вылепленными из глины, выдуманными, ложными») словами. Иными словами, они будут поступать, как хитрые торговцы, желающие сбыть залежалый товар, — завлекать покупателей умело составленной рекламой.

Но Петр также предлагает нам утешение. Он говорит, что участь этих людей — вечная погибель — уже предрешена. Господь однажды взыщет с них за гибель всех, ими обманутых. Но не стоит забывать о том, что, пока Божий суд еще не совершился, на нас лежит ответственность проповедовать этим людям истинное Евангелие и отвращать их от злых путей, призывая к покаянию.

 

4. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?

4.1. «Принцип Гамалиила»

В 5-й главе Деяний мы читаем, что влиятельные саддукеи из зависти арестовали апостолов за проповедь Христа, и апостолы второй раз были приведены на суд синедриона. После того, как Петр второй раз теми же словами отказался повиноваться иудейским старейшинам (5:29; ср. 4:19), судьи «разрывались от гнева и умышляли умертвить [апостолов]» (5:33). И в этот момент фарисей по имени Гамалиил, «законоучитель, уважаемый всем народом», неожиданно предложил оставить христиан в покое. Со ссылками на недавнюю историю Израиля он показал, что все ложные мессианские движения быстро разваливались после смерти вождей.

Говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5:38-39).

Сегодня многие христиане полагают, что этот принцип применим и к ложным учениям, извращающим Божье Слово в наши дни. Споря с инакомыслящими, можно по неосторожности и греховной человеческой ограниченности невольно осудить какое-нибудь дело Божье, ведь общеизвестно, что «Его пути — не наши пути, а Его мысли — не наши мысли». Так зачем рисковать? С другой стороны, Бог ясно обещает разрушить все, что идет вразрез с Его волей. Зачем же торопиться и забегать вперед Него? Так или иначе, проблема решится сама собой, без нашего участия.

Все это, возможно, звучит красиво и логично. Проблема в том, что Бог смотрит на ситуацию совсем иначе. Как мы уже убедились, Он прямо и недвусмысленно призывает нас защищать вверенную нам истину и призывать противников Евангелия к покаянию.

Никто не будет спорить с тем, что Господь однажды осудит и накажет тех, кто отступил от истины и последовал за ложью: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фесс. 2:11-12). Это не наша ответственность, мы — не полицейские, не прокуроры и не судьи. Наше дело — проповедовать чистое Божье Слово всем, чтобы горькая участь постигла как можно меньше людей.

Неправоту Гамалиила доказывает уже тот факт, что многие культы, возникшие в XIX веке, существуют до сих пор, а некоторые из них — например, мормоны — сегодня сильнее, чем когда-либо прежде. Более того, многие ереси, осужденные Церковью еще в первые столетия христианской истории, сегодня вновь возрождаются под новыми именами.

4.2. Наша ответственность

Писание ясно говорит, что всем, кого Господь призвал на служение, Он дал особое поручение — заботиться о духовном здоровье Церкви. Апостол Павел говорил эфесским пресвитерам:

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки… (Деян. 20:28-29).

Каким же образом мы можем выполнить это поручение? Для этого нам необходимо постоянно совершенствоваться в четырех областях:

Бодрствовать

Для того, чтобы наше внимание «к себе и всему стаду» не ослабевало, нам необходимо постоянно бодрствовать, не позволять своему здравому смыслу заснуть. К сожалению, если наша вера слишком долго не подвергается испытаниям, мы расслабляемся, наше внимание рассеивается, переключается на мелкие, суетные дела. И если в такой момент от нас потребуется действовать быстро и решительно, мы можем промедлить и опоздать — а иногда и вовсе не замечаем подкравшейся опасности. Мы просто засыпаем, как апостолы в Гефсиманском саду.

Именно поэтому апостол Павел постоянно призывает нас бодрствовать и «быть бдительными во всем» (Деян. 20:31; 2 Тим. 4:5). А апостол Петр пишет: «…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22:46).

Знать Писание

В 6-й главе Послания к ефесянам апостол Павел дает нам список духовного «всеоружия» (ст. 11-17). Большая часть этого оружия — броня, щит, шлем — нужна для защиты. И во всем списке есть только один предмет, который можно использовать для нападения — это «меч духовный», Божье Слово. Если в реальности солдат идет в бой с ржавым, не заточенным мечом, или просто не умеет им пользоваться, то на поле битвы он, в лучшем случае, будет безответной мишенью для вражеских копий и стрел. То же самое происходит и в христианской жизни — если мы не учимся пользоваться Божьим Словом, если мы не знаем его и не умеем его правильно толковать, то в духовной схватке мы останемся безоружными, и нас попросту затопчут.

Именно поэтому Павел пишет: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). А эфесским пресвитерам он говорит следующее: я три года учил вас день и ночь и возвещал вам волю Божью, ничего не упуская, но теперь я ухожу и оставляю вам Божье Слово, которое может «назидать вас [еще] более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32).

Знать историю

К сожалению, многие современные христиане живут так, словно история христианства началась в момент их личного обращения. Но это неправда — до нас Церковь существовала без малого две тысячи лет! За это время она распознала, обличила и отвергла множество ересей и вырастила не одно поколение мужественных и мудрых апологетов. И если мы сегодня пренебрегаем этим великим наследием, этим неисчерпаемым кладезем опыта и знаний, то мы сами напрашиваемся на неприятности, которых легко могли бы избежать.

В основу многих современных лжеучений легли идеи Нестора, Монтана, Савеллия, Ария, Аполлинария и других ересиархов древности. А потому сочинения раннехристианских апологетов и богословов — например, Иустина Мученика против язычников и иудеев, Иринея Лионского против гностиков, Афанасия Александрийского и каппадокийцев против ариан, Блаженного Августина против пелагиан — до сих пор не потеряли своей актуальности. Многие страницы этих сочинений без всякой редакции можно перепечатывать и раздавать современным культистам, и зачастую такие публикации будут гораздо эффективнее, чем работы современных авторов.

Знать культы

Речь идет вовсе не о том, что вы должны тратить все свое время на чтение еретической литературы. Однако для того, чтобы помочь человеку, попавшему в ловушку лжеучения, вы должны понимать, во что он верит, чем он живет, и что привело его в культ. Более того, поскольку современные культы зачастую используют христианскую терминологию («спасение», «Троица», «благодать»), вкладывая в эти слова совершенно новый смысл, очень важно понимать суть их учения, чтобы увидеть за фасадом из знакомых и привычных слов разглядеть совершенно чуждое, небиблейское содержание.

 

ССЫЛКИ

[1] Гайслер, Норман Л. Энциклопедия христианской апологетики (СПб.: Библия для всех, 2004), 67.
[2] Теологический энциклопедический словарь. Ред. Уолтер Элвелл (М.: Духовное возрождение, 2003), 75.
[3] Блаж. Августин. «Об истинной религии» / Творения (СПб.: Алетейя, 1997), с. 423.
[4] «Suche die Wahrheit, höre auf die Wahrheit, lehre die Wahrheit, liebe die Wahrheit, bleibe bei der Wahrheit, und verteidige die Wahrheit bis zum Tode».
[5] Luther's Works: Briefwechsel. Weimar Edition., vol. 3, pp. 81f.
[6] Блаж. Августин. «Об истинной религии» / Творения (СПб.: Алетейя, 1997), с. 403-404.

Рассылки Subscribe.Ru
Подписка на новости ЦАИ
line

Вопрос-ответ

Гильермо Мальдонадо

Здравствуйте! Кто такой апостол Гильермо Мальдонадо? Проповедует

30:05:2016 
Служение идолам

Здравствуйте,сотрудники центра аполологетических исследований!У

29:05:2016 
Спасенные или рожденные свыше

Столкнулся с таким вопросом: Есть спасенные христиане,но не рожденные

17:03:2016 
Чарльз и Фрэнсис Хантер

как можно кратко, но аргументированно охарактеризовать учение Хантеров?

12:01:2016 
Габриэлла, Универсальная жизнь

Кто такие прахристиане? А верно ли что Габриэлла из Германии посланница

27:12:2015 
Задайте свой вопрос

line

Голосование
Какие виды материалов ЦАИ были Вам наиболее полезны?

«Вестник ЦАИ»
общие сведения
статьи
рубрика «Вопрос-ответ»
новостная рассылка


Посмотреть результаты

line

У Ч А С Т В У Й Т Е !
(в исследовании религиозных предпочтений посетителей
нашего сайта)

Сводная таблица
результатов

line



Движение веры: искушение здоровьем и преуспеванием
Непредвзятый взгляд на проблемы Движения веры


Рассуждая со свидетелями Иеговы при помощи Писания
Эта книга поможет Вам с любовью донести до Свидетелей Иеговы истину Божьего Слова.


Христианство, мировые религии и культы
Краткие сведения о 17 мировых религиях и культах, действующих в России

line


Баннер нашего сайта





© 2016 Центр Апологетических Исследований

Важное замечание: Мы оставляем за собой право не соглашаться во всех деталях с авторами публикуемых статей и материалов.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

Центр Апологетических Исследований · 191186 Санкт-Петербург · а/я 100 · Россия · Russia@Apologetika.ru